Петропавловский женский монастырь города Юрьев-Польский

О монастыре

1. История Петропавловского монастыря в XVII – XX вв.

1.1. Основание и упразднение монастыря в XVII – XVIII вв.

На сегодняшний день существует несколько версий по поводу основания Петропавловского монастыря. По наиболее распространенной из них монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом (1632-1708). Имеется и другая версия, в соответствии с которой монастырь на этом мест существовал уже в XVI столетии и был разорен литовцами.

В 1764 г. монастырь был упразднен. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла, построенная в 1674 г., поступила в ведение Архангельского мужского монастыря, а находившаяся при ней и принадлежавшая ей земля под названием «пустошь Петропавловская» перешла в пользование казенных крестьян села Федосьина, которые по преданию принадлежали Петропавловскому монастырю на правах вотчинного владения. На протяжении нескольких веков церковь находилась на грани упразднения, но каждый раз, когда ситуация становилась критической, появлялся заступник.

В 1772 г. преосвященным Геннадием велено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского и монахинь Введенского монастырей. Еще в начале XX в. на кладбище сохранялись «памятник-плита, под которым был похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» — «Абрамиев гроб». В книге «Русский Провинциальный некрополь» об этом памятнике говорится, что «в Юрьевском Петропавловском монастыре, в саду был похоронен схимонах Аврамий, тож Аврамиев гроб».

1.2. Деятельность Д.М. Курбатова по возобновлению Петропавловской церкви, кон. XVIII в.

В 1794 г. Дмитрий Михайлович Курбатов испросил благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь Святых апостолов Петра и Павла. Нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и по советам неизвестных людей и по собранным рисункам выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом». В мае 1796 г. сам преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь. На оставшиеся от вкладчиков суммы Курбатов решил построить богадельню «для престарелых увечных и убогих бедных разного звания обоего пола людей».

Эти события подтверждаются сведениями, отображенными на сохранившемся плане города Юрьев-Польского (первой половины XIX в.), где под номером 16 значится деревянная Петропавловская церковь, возобновленная юрьевским купцом Курбатовым. При церкви по высочайшему соизволению были выстроены деревянные корпуса богадельни. На планах отмечено на одном — 8, на другом — 9 корпусов.

К 1795 г. Д.М. Курбатову не было и 30 лет, он был холост, грамоту знал «худо», имел «кроткий наружный вид, длинное простое одеяние и длинные на лицо волосы». «Упражнялся, по свидетельству Юрьевского городничего, в живописном и резном художестве», имел небольшую торговую лавку, в которой продавал получаемые из Москвы «печатные картины, отчего и с помощью родственников имел себе пропитание». Был он «образа тих, безответен противу насмешек, ругательств. Был трезв и воздержен во всем, много молился, подавал милостыню и выпускал из-под стражи по долгам находящихся». Это привлекало к нему людей, особенно «пожилых деревенских барынь», которые начали почитать его за пророка, а он «при больших сборищах» читал и пояснял молитвы, говорил «нечто глупое и невразумительное, из чего приверженные к нему сами уже выводили гадательные заключения».

В 1799 г. Курбатов жаловался в Сенат на юрьевского городничего, который «незнамо почему и по какой причине» безжалостно выгнал «престарелых и убогих из богадельни, а оставшееся после них имение взял себе». На следствии выяснилось, что в богадельне при церкви, приписанной к мужскому монастырю, проживало только четверо мужчин и 38 женщин, в том числе «26 девок разного состояния и из них большая часть от осьмнадцати до тридцати лет». Приказом Духовной консистории Курбатову было запрещено «принимать и содержать при показанном мужском монастыре женский пол».

Властям стало известно, что «в Юрьеве находится некто купеческий сын, который под личиной святости привлекает суеверный народ, и, не будучи сам врач, ни пророк, исцеляет будто бы немощи и предсказывает будущее, а между тем сам, хотя впрочем молодой и здоровый человек, находится в совершенной праздности во вред обществу…». В дальнейшем следствие получило «петропавловских богаделен многие бумаги» и среди них письма к «содержателю богаделен» поклонниц, «открывающие подлинное его поведение». Так, в письме помещицы Марьи Ярышкиной Курбатов «поставляем был в виде святого и единым ходатаем к Богу». Власти объявили успевшего скрыться Курбатова в розыск. В декабре 1800 г. купеческий сын был взят под стражу.

1.3.Строительство каменного Петропавловского собора в XIX в.

Проект Петропавловского собора

В 1805 г., по прошению юрьевских граждан и по внесении титулярной советницей Анной Михайловной Комендантовой, урожденной княжной Голицыной, в сохранную казну Московского Опекунского Совета 6000 руб. ассигнациями на содержание особого при этой церкви причта. Согласно указу Святейшего Синода от 24 июля 1805 г. к церкви был определен особый причт. С этого времени Петропавловская церковь значилась в ведомостях как ружная, не имевшая прихода. В 1811 г. к ней была причислена инвалидная команда.

Так продолжалось до 1825 г., когда церковь пришла в совершенную ветхость, и Юрьевское городское общество возбудило перед губернским правлением ходатайство о постройке новой каменной церкви на пожертвование граждан. В то же время казначей Архангельского монастыря с братией просили епархиальное начальство, если решено будет возводить новую церковь из кирпича, то приписать ее в последствии к их монастырю для совершения богослужения, как было прежде. По поводу этих прошений епархиальное начальство постановило: «Петропавловскую церковь – за ветхостью и как ненужную для города – упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю вместе с капиталом, внесенным госпожою Комендантовой, с наличной суммой и имуществом».

Согласно указу Святейшего Синода от 23 января 1830 г. церковь была разрушена. Восстановителем храма стал поверенный от граждан города Юрьева купец Петр Бородулин. В 1847 г. он приобрел у крестьян села Федосьина в свою собственность «пустошь Петропавловскую».

16 мая 1843 г. Святейшим Синодом издан указ, разрешавший строительство каменной церкви. С 1843 по 1853 г. при Преосвященном Парфение был выстроен «отличной архитектуры холодный пятиглавый тр.хпрестольный храм Апостолов Петра и Павла» .

История возведения Петропавловского собора началась с того, что по приговору граждан города Юрьев-Польского от 4 февраля 1841 г. в Юрьевскую городскую думу обратились купец второй гильдии Петр Алексеевич Бородулин, его племянник Павел Николаевич Бородулин и купец третьей гильдии Михаил Алексеевич Курбатов с предложением построить за свой счет каменную Петропавловскую кладбищенскую церковь. Приговором граждан П.А. Бородулину было присвоено звание строителя. В случае смерти П.А. Бородулина приговор предписывал возложить обязанности строителя на П.Н. Бородулина и М.А. Курбатова.

В доношении Владимирской Духовной консистории от 29 октября 1848 г. отмечалось, что кладбищенская Петропавловская церковь была практически достроена; но не хватало некоторых деталей внутреннего убранства, дома для священнослужителей и ограды. В связи со смертью от оспы П. А. Бородулина и М. А. Курбатова работы по завершению строительства приостановились до назначения нового строителя. Согласно рапорту Юрьевской городской думы от 15 января 1849 года за № 56 новым строителем Петропавловской церкви приговором юрьевского городского общества был назначен купец Николай Петрович Булыгин, а в помощь ему назначен купец Иван Егоров Булыгин.

В журнале заседаний Владимирской губернской строительной комиссии от 1 мая 1842 года записано, что рассматривалось сообщение Владимирской духовной консистории от 30 апреля 1842 года № 4763 с приложением плана, фасада и профиля каменной Петропавловской церкви, предполагаемой к постройке вместо деревянной. После рассмотрения чертежей господин поручик Шац объявил, что препятствий к строительству не выявлено. Губернская строительная комиссия сделав отметку о рассмотрении проекта возвратила его во Владимирскую духовную консисторию. В поступившем из консистории донесении сообщалось, что после упразднения деревянной Петропавловской церкви осталось 625 квадратных сажень земли. Граждане города Юрьев-Польского просят построить на этой земле каменную церковь, дом для священнослужителей, а на оставшейся земле устроить кладбище и обнести его оградой. Юрьевское духовной правление просило уведомления о том, хватит ли на указанные нужды 625 квадратных сажень земли. Владимирская губернская строительная комиссия приказала уведомить Владимирскую Духовную консисторию, что дать заключение по указанным вопросам без плана местности не представляется возможным.

С этой целью в комиссию был направлен подробный план местности. В сообщении консистории особо отмечено, что юрьевским купцом и почетным гражданином Петром Алексеевичем Бородулиным на строительство церкви и прочих сооружений уже приготовлено материалов на 20 тыс. руб. Комиссия постановила, что земли для расположения всех построек и кладбища достаточно, о чем и отправила уведомление во Владимирскую Духовную консисторию.

Журнал заседаний Владимирской губернской строительной комиссии от 22 июня 1853 г. содержит доклад искусственного стола от 11 июня 1853 г. за № 346, в котором сообщалось об отношении епископа Владимирского и Суздальского от 23 мая 1853 года за № 4892 с прошением освидетельствовать построенную Петропавловскую церковь и дом для священнослужителей в городе Юрьеве. Строительная комиссия предписала губернскому архитектору Никифорову освидетельствовать постройки. Со стороны консистории при освидетельствовании предполагалось присутствие благочинного города Юрьева священника Федора Нечаева.

В ведомости о недвижимых имуществах церквей, принадлежащих к благочинию Юрьевского Георгиевского собора за 1860 г. значится при Петропавловской ружной церкви земли огородной вокруг церкви 6 десятин; кем и когда пожертвована неизвестно; плана и книги на землю не имеется. Половина земли находится в ведении священноцерковнослужителеи, другая половина занята садом, которым заведует церковный староста. Священнослужители своей половиной земли в количестве трех десятин владеют сами; получаемый доход в 350 руб. в год. Земля обрабатывается церковнослужителями и наемными рабочими; на наем рабочих расходуется 20-30 руб. в год. Земля необходима для содержания причта и для поддержки церкви и дома церковнослужителей, у которых нет прихода.

В клировой ведомости Юрьевского городского благочиния за 1874 г. упоминается Петропавловская холодная церковь, построенная в 1853 г. тщанием граждан города Юрьева и других вкладчиков, зданием каменная, пятиглавая, колокольни нет, колокола висят под главою в куполе с северной стороны. Престолов в церкви три: в середине — в честь апостолов Петра и Павла; с южной стороны — в честь Николая Мирликийского; с северной — в честь мученицы царицы Александры. Причт состоит из священника и дьячка. Дом у священника собственный деревянный на собственной земле, расстоянием от монастыря в одной версте, а дьячок живет на квартире. Приписных и домовых церквей нет. Училища при церкви нет.

Клировые ведомости Юрьевского городского благочиния за 1877 г. свидетельствуют о том, что священник Петропавловской церкви проживал в монастырском доме, построенном для него в 1876 г. вблизи монастыря на земле, отведенной городским обществом; дьячок проживает на квартире. Прочие сведения клировой ведомости 1877 г. идентичны содержанию ведомости 1874 г.

В справочнике «Росписание приходов и причтов Владимирской епархии» значится бесприходская Петропавловская церковь в женском монастыре, при ней состоят священник и псаломщик.

В справочнике «Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия» значится каменная Петропавловская церковь, 1853 г. постройки; построена на месте деревянной Петропавловской церкви упраздненного в XVIII в. Петропавловского мужского монастыря.

В середине XIX в. была построена и т.плая Успенская церковь монастыря. Клировые ведомости за 1874, 1877-1879 гг. сообщают о теплой каменной Успенской церкви, построенной в 1861 г. В 1875 г. церковь была распространена на благотворительные средства. 25 января 1895 г. в южной стороне трапезы Успенской церкви был освящен придел в честь рождества Христова.

Упрочить положение не имевшей прихода Петропавловской церкви помог, как ни прискорбно, пожар 1871 г. Прошло около тр.х лет, и настойчивые граждане Юрьева вдохнули новую жизнь и в погибший в пламени Введенский монастырь, и в сиротливо стоявшую Петропавловскую церковь. В ее судьбе принял участие еще один юрьевский купец по фамилии Курбатов, на этот раз Алексей Михайлович. В 1872 г. он выкупил «пустопорожнюю пахатную, сенокосную и огородную землю с садом, находящуюся в смежности с городским кладбищем, под названием «отхожа пустошь Петропавловская» у наследницы умершего владельца и пожертвовал с Высочайшего соизволения е. женскому монастырю.

1 октября 1873 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний сообщил Святейшему правительствующему Синоду о том, что:

«1. Местность, назначаемая под монастырь, вполне соответствует своему назначению: так как находится вне города на возвышенности, окруженной садами и огородами; жилые же строения монастырские должны быть и будут возведены не на южной, а на северной стороне обители за храмами, этого желают игуменья и сестры монастыря и через это кельи будут отстоять от городского кладбища более чем на сто сажень, окна их будут обращены на юг к храмам и к городу; здесь представляется для жилых келий и еще существенное удобство, именно: близость сада и колодца.

2. Существование причта из двух членов, настоятеля и псаломщика, представляется достаточно обеспеченным».

1.4. Образование Петропавловского монастыря. Присоединение Введенского женского монастыря в 1874 г.

В июле 1874 г. Введенский женский монастырь был официально переведен Петропавловской церкви и переименован в Петропавловский.

Игуменье Введенского монастыря Пульхерии, ещ. в 1869 г. просившей епархиальное начальство о переведении монастыря «к загородной Петропавловской церкви на состоящую при ней землю», было отказано на том основании, что не нашлось «документов на принадлежность церкви Петропавловской 6-ти десятин показанной земли». Игуменье было поручено отыскать необходимые документы, но вскоре огонь уничтожил Введенский монастырь. И если бы не A.M. Курбатов, монастырь, возможно,
вообще никогда не был бы возобновлен. Алексей Михайлович устранил главное препятствие – передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств и указавшей на то, что все сестры обители согласны на перенесение монастыря и на этот предмет имеется капитал до 7000 руб., не могло не встретить поддержки в епархии и в Святейшем Синоде.

20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно была освящена Высокопреосвященнейшим Антонием». Владыка приехал в Юрьев 18 июля, 19-го обозревал градские церкви и Петропавловскую. Он сам «изволил усмотреть – где лучше и удобнее идти и где останавливаться крестному ходу вокруг устроявшагося монастыря». Сестры Введенского монастыря с примерной энергией и поспешностью приступили к устройству обители на новом месте. Через два года обитель была обнесена каменной оградой, была распространена теплая церковь, построено десять новых келий.

1.5. Первые игуменьи монастыря Пульхерия и Евгения, кон. XIX в.

Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастыр.м с 1847 г. и умерла 14 октября 1881 г. На вакантное место епископ Владимирский и Суздальский Феогност «в видах пользы для этой обители» предложил переместить игуменью Муромского Троицкого третьеклассного женского монастыря Евгению, что и было исполнено.

Из формулярного списка о службе игуменьи Евгении известно, что было ей тогда 56 лет, происходила она из дворян, пострижена в монашество была 27 октября 1866 г. в Николаевском монастыре г. Арзамаса.
В 1875 г. была перемещена во Владимирский Успенский женский монастырь, 20 июня того же года определена настоятельницей Муромского Троицкого женского монастыря со званием игуменьи. За отлично-усердное при честном поведении прохождение возложенных должностей 21 марта 1879 г. ей было преподано благословение Святейшего Правительствующего Синода. Игуменствовала десять лет.

В 1891 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност в представлении Святейшему Правительствующему Синоду сообщал, что «настоятельница Юрьевского Петропавловского монастыря игумения Евгения, имеющая от роду 67 лет, вошла ко мне прошением об увольнении ее от должности настоятельницы по болезненному состоянию, прописав в своем прошении, что она по болезни ног в настоящее время не может даже выйти из келии без помощи других. Вследствие сего, честь имею благопокорнейше ходатайствовать перед Святейшим Синодом об увольнении игумении Евгении от должности настоятельницы Юрьевского Петропавловского монастыря».

1.6. Деятельность игуменьи Клавдии по благоустройству монастыря

Еще одной старейшей насельницей юрьевского женского монастыря была сестра Клавдия (Стахиева), «дочь крестьянина, домашнего образования, с 1843 года послушницей, в 1864 г. пострижена в монашество, в 1891 г. назначена настоятельницей Петропавловского монастыря и возведена в сан игуменьи, 76 лет, награждена в 1896 г. наперсным крестом».

Несмотря на возраст, игуменья Клавдия была очень энергична. Ее заботами в 1892 — 1902гг. построена очень красивая колокольня в русском стиле высотой около 60 метров. Постройка колокольни обошлась в 82500 руб. Настоятельная нужда в устройстве при монастыре отдельной колокольни чувствовалась с момента возобновления монастыря. Небольшие колокола, в силу необходимости, находились в куполе главы холодной церкви, поэтому совершение церковного звона вызывало неудобства. Вместе с устройством колокольни являлась необходимость приобрести и соответствующий церковный колокол. Высокопопечительнейший Архипастырь, Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, «вняв усерднейшей просьбе игуменьи Клавдии, милостивейше разрешил в 1897-1901 гг. выдавать из Владимирской духовной консистории книги для сбора подаяний в городах России на благоустройство обители. Благодаря этому полились обильные жертвы. Особые благодеяния оказали: юрьевская купеческая дочь девица Екатерина Алексеевна Пашкова, пожертвовавшая на колокол 8000 руб., и юрьевский купец Николай Алексеевич Ганшин, который был деятельным руководителем и споспешником игуменьи Клавдии во все время постройки колокольни, а особенно в деле заказа нового колокола».

16 августа 1902 г. новый колокол был заказан в городе Ярославле на колокольном заводе наследников Оловянишникова. 24 сентября 1902 г. колокол был отлит из чистой демидовской меди, весом 520 пудов 12 фунтов (более 4 тонн). 25 ноября колокол привезли в Юрьев. 23 января 1903 г. приехавшие из Ярославля мастера приготовили все необходимое для поднятия колоколов и после положенного чинопоследования и окропления святой водой были подняты девять средних и малых колоколов, общим весом 210 пудов 17 фунтов (около 3,5 тонн). 26 ноября, в неделю о мытаре и фарисее, происходило само торжество. Божественная литургия была совершена архимандритом Архангельского монастыря Афанасием в сослужении протоиерея Александра Знаменского и местного священника Дмитрия Сахарова. В конце литургии отец Дмитрий сказал слово на тему «о неожиданном изыскании средств на приобретение колокола, о благолепии и изяществе современных храмов и чрезвычайной бедности и скудости храмов Божиих за двести с лишком лет до нашего времени и в заключении о необходимости посещения храмов Божиих каждым христианином». Наглядным доказательством скудости храма, бывшего более двухсот лет назад на месте монастырского храма, служит имеющийся в настоящее время в келье настоятельницы точный снимок со старинного деревянного (срубом) и покосившегося храма во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла со следующей подписью: «при державе Благочестивейших Государей великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича при Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и вся России и при Преосвященнейшем Иларионе Митрополите Суздальском и Юрьевском в лето 1689». На рисунке изображен единственный небольшой храм в виде обыкновенной избы, входные паперти которой вроде крыльца.

После Божественной Литургии при громадном стечении народа со всего города и окрестных селений по положенному чинопоследованию было совершено освящение большого колокола, и после окропления его святой водой и по окончании многолетий колокол был поднят на колокольню.

По окончании всей церемонии в келье настоятельницы всем участникам торжества была предложена скромная трапеза, перед началом которой игуменья Клавдия в благословение от обители поднесла иконы благодетелям.

Еще не будучи игуменьей, Клавдия в 1886 г. при содействии крестьянина с. Петровское Юрьевского уезда Григория Лаврентьевича Карзова устроила внутри монастыря, с восточной стороны, предназначавшийся для общежития деревянный корпус (25 аршин длиной и 10 аршин шириной). Но только став настоятельницей, она смогла открыть в нем церковно-приходскую школу, которая отличалась благоустроенными службами и приличным оборудованием: изразцовая печь, 11 новейшего образца парт, шкаф для библиотеки, присланные братством святого Александра Невского учебники и принадлежности. Из подаренной Карзовым сарпинки 24 ученицам были сшиты форменные платья, что придало школе «особенно красивый и опрятный вид». Разместив у себя девочек на учебное время, сестры избавили их от необходимости ежедневно ходить в школу издалека. По распоряжению совета братства святого Александра Невского заведующей школой стала игуменья Клавдия, законоучителем — священник Д.Ф. Сахаров, учительницей – выпускница Епархиального женского училища Анна Назарьевская. Давать уроки рукоделия изъявила желание известная мастерица, послушница монастыря Лариса Ивановна Кокушкина, по классу пения — послушница Анна Алексеевна Пенская, дочь дьякона, обладавшая «достаточным умением обучать пению при посредстве скрипки». Скромное торжество открытия школы состоялось 25 сентября 1892 г. После молебна местный священник Дмитрий Сахаров произнес речь «об основных началах истинного воспитания и необходимости воспитания души по-христиански, под руководством святой православной Церкви». Так Петропавловский монастырь стал одним из центров народного просвещения.

Заслуги игуменьи Клавдии неоднократно отмечались Святейшим Синодом, с уважением относились к деятельной настоятельнице и юрьевцы. В скорбный день 19 декабря 1904 г. весь город пришел проститься с игуменьей. Погребена она была у алтаря холодной церкви. Спустя три года в Петропавловском монастыре на 71-м году жизни скончалась Прасковья Сергеевна Карзова. Известная «ревнительница по благоустройству храмов», Карзова имела серебряную и золотую медали от Святейшего Синода. Как писали «Владимирские епархиальные ведомости», «благотворительность покойной выразилась во многих тысячах рублей».

1.7. Петропавловский монастырь в н. XX в. Деятельность игуменьи Евлампии

После смерти прежней настоятельницы епископ Владимирский и Суздальский Никон обратился к Святейшему Правительствующему Синоду со следующим представлением: «признавая монахиню Переславского Федоровского монастыря Евлампию по своим нравственным качествам достойной назначения настоятельницею Юрьевского Петропавловского монастыря, долгом поставляю благопокорнейше ходатайствовать перед Святейшим Синодом об определении означенную монахиню настоятельницей Юрьевского Петропавловского монастыря, с возведением в сан игуменьи. К сему честь имею присовокупить, что монахиня Евлампия пятидесяти лет, дочь священника, поступила в монастырь 23 января 1884 г., пострижена в монашество 2 декабря 1899 г.»

С 1905 г. настоятельницей монастыря стала игуменья Евлампия, «из духовного звания, домашнего образования. В 1884 г. послушницей, пострижена в монашество в 1889 г., назначена настоятельницей и возведена в сан игуменьи в 1905 г.; награждена наперсным крестом 6 мая 1909 г.».

В ее правление в 1913 г. в монастырском корпусе была устроена общая трапеза. «После Божественной воскресной Литургии 31 марта из храма был совершен крестный ход в здание вновь устроенного трапезного помещения, где в служении соответствующего молебна, кроме местного причта, приняли участие соседний кладбищенский священник отец С.Извольский и наблюдатель церковно-приходских школ отец А.Троицкий. При прекрасном, умилительно-трогательном пении иноческого хора было совершено водоосвящение и кропление святой водой открытого помещения. Настоятелем местного причта отцом Д.Сахаровым была сказана речь на тему: «Се что добро или что красно, но еже житии братии вкупе». При чтении речи у всех почти насельниц обители невольно навертывались слезы умиления».

В ведомости о состоянии Юрьевского Петропавловского женского монастыря за 1916 г. отмечается, что этот монастырь штатный, третьеклассный, основание получил в 1874 г. при бесприходной загородной ружной Петропавловской церкви на пожертвованной купцом Курбатовым земле, по указу Святейшего Синода от 26 января 1874 г. Первоначально монастырь этот находился внутри города Юрьева при приходской Введенской церкви. Основан был на этом месте около 1650 г. неизвестно по какому случаю, именовался Введенским и в 1871 г. сгорел. В Петропавловском монастыре два отдельных храма: холодный – пятиглавый и теплый – двуглавый. В первом три в ряд престола: в середине в честь св. Апостолов Петра и Павла, с южной стороны – в честь Св. Николая и с северной – в
честь Св. муч. Царицы Александры. Во втором два престола: в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный в честь Рождества Христова. Оба храма построены по проектам Высочайше утвержденным, холодный в 1853 г. тщанием юрьевских граждан, а теплый в 1861 г. на благотворительные средства, на которые в 1875 г. расширен по проекту, утвержденному строительным комитетом Владимирского Губернского Правления.
В 1898-1902 гг. построена на благотворительные средства отдельная пятиярусная колокольня, около 30 сажень высоты, тщанием умершей игумении Клавдии. Кроме храмов в монастыре имеются следующие здания: каменный двухэтажный для настоятельницы дом о пяти с лицевой стороны окнах в каждом этаже, крыт железом; смешанный от 32-х окнах двухэтажный корпус для некоторых сестер, а в нижнем этаже помещается монастырская трапезная; 28 деревянных под железом келий, построенных на средства проживающих в них сестер; деревянная под железом баня и три колодца. Ограда вокруг монастыря каменная с четырьмя по углам оной башнями, простирается на 310 сажень кругом. Вне монастыря близ оного с западной стороны на отведенной Градским Обществом земле с дозволения Епархиального начальства на средства монастыря построены три деревянных под железом дома для двоих священников и диакона.

По штату при монастыре положено и состоит: 1 настоятельница, 1 казначея, 15 монахинь и 55 послушниц.

Церковное Богослужение в монастыре совершалось по общепринятому уставу без сокращений и прибавлений. Каждодневно в будни совершалась одна литургия, а в праздники – две литургии, часы в посты совершались неопустительно. Уставный порядок церковных служб соблюдался в точности. Богослужение совершалось с чтением и пением внятным без поспешности и замешательства, утреня продолжалась около двух часов, Литургия два и более часа, вечерня час и всенощная от двух до трех часов. Поучение в праздники и вечернее правило каждодневно читаны были. В воскресные дни после поздней Литургии пелся молебен с акафистом Иверской иконе Божией Матери, а по пятницам – с акафистом Кресту Господню. В послеобеденное время настоятельницей или другой монахиней в собрании сестер читались назидательные статьи. Пение при Богослужении употреблялось простое и обиходное – нотное. Мощей и чудотворных икон в монастыре нет.

При монастыре есть угодья: пахотная земля при селе Шиповой Слободке Суздальского уезда в 29 верстах от монастыря, мукомольная водяная о двух поставах мельница при том же селе на речке Ирмизи, рыбные ловли по рекам Шахе и Рокше Переславского уезда, церковно-монастырский фруктовый сад рядом с монастырем на пространстве около двух десятин.

25 сентября 1892 г. устроена и открыта женская одноклассная церковно-приходская школа, организаторами которой были: умершая игумения Клавдия и местный священник Дмитрий Сахаров. С разрешения Святейшего Синода от 23 сентября 1898 г. на средства умершей крестьянской вдовы села Большого Петровского Юрьевского уезда Прасковьи Сергеевны Карзовой открыта в монастыре и 27 октября 1898 г. освящена богадельня для призрения немощных и престарелых сестер обители.

В монастыре были три старинные иконы с частицами святых мощей, привлекавшие богомольцев, и список с образа Козельщанской иконы Божией Матери. В 1898 г. при Петропавловском женском монастыре была основана богадельня, в которой получили приют 7 женщин.

1.8. Разорение монастыря в советское время в 1920 – 1970-е гг.

В советское время монастырь был закрыт. Петропавловский собор и Успенский храм разорены, разрушены их главы и своды, частично стены. 11 августа 1925 г. «в целях благоустройства города» уездный исполком решил «произвести продажу колоколов с колоколен бывшего Петропавловского монастыря… В отношении колоколов, находящихся на колокольне бывшего Петропавловского монастыря, с упразднением такового находятся без употребления, причем вырученную сумму с отчислением процентов употребить на благоустройство города». Деньги от «реализации» колоколов предполагалось истратить на дооборудование электростанции и водопровода, но губисполком постановил: «Отказать, ввиду того, что Центром означенные колокола запроданы Госпромцветмету».

Решением исполнительного комитета Юрьев-Польского районного Совета депутатов трудящихся от 10 марта 1972 г. за № 124 «О принятии на охрану памятников культуры Юрьев-Польского района» Петропавловская колокольня, 1840 г. постройки (так указано в документе), принята на государственную охрану.

В справке о недействующих церковных зданиях в городе Юрьев-Польском по состоянию на 27 марта 1973 г. значится колокольня Петра и Павла, 1898 — 1902 гг. постройки, на охране не состоит, используется под телевышку. Церковь при колокольне разобрана, остались одни стены.

Решением исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от 18 марта 1974 г. за № 356 «О принятии на охрану памятников культуры Владимирской области» Петропавловская церковь города Юрьев-Польский, 1898 г. постройки (так указано в документе) поставлена на государственный учет как памятник архитектуры местного значения.

В справочнике «Список памятников истории и культуры Владимирской области, находящихся на государственной охране» значится Петропавловская церковь, 1853 года постройки, и колокольня Петропавловской церкви, 1898 — 1902 гг. постройки, расположены по ул. 1 Мая, находятся на балансе Музея-заповедника.

Согласно справочнику «Памятники истории и культуры Владимирской области. Каталог» значится Петропавловская церковь, 1853 г. постройки, расположенная по ул. 1 Мая, находится на балансе городской администрации, не используется, состояние неудовлетворительное; колокольня при Петропавловской церкви, 1898 — 1902 гг. постройки, расположена по ул. 1 Мая, находится на балансе Юрьевского радиоузла, не используется, состояние неудовлетворительное.

2. ИСТОРИЯ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

2.1. Строительство церкви в 1770 – 80-е гг.

На начало 60-70-х гг. XVIII в. приходится вспышка эпидемии чумы, которая унесла жизни многих людей. После начала эпидемии в сентябре 1771 г. Сенат издает указ, в соответствии с которым в целях предосторожности от распространения заразных болезней было предписано в городах при церквах впредь никого не хоронить, а отвести для кладбищ особые места за пределами городов на городских выгонных землях. Предписывалось на первое время устроить на новых кладбищах хотя бы деревянные церкви и при них совершать погребение.

Воевода города Юрьев-Польского Михаила Макаров, магистрацкий президент Михаила Меньшиков и прочие жители города Юрьева обратились в октябре 1773 г. к епископу Суздальскому и Юрьевскому Геннадию с доношением, в котором просили разрешить строительство на отведенной под новое городское кладбище земле каменной церкви с колокольней. В церкви предполагалось сделать два придела: нижний – во имя апостолов
Петра и Павла; верхний – в честь Вознесения Господня. В доношении горожане просили благословения, чтобы заблаговременно начать копать рвы, бутить бут и готовить строительные материалы.

В журнале Суздальской духовной консистории было записано, что под кладбище вместо городской выгонной земли отведена земля крестьян деревни Федосьина, принадлежащих к ведомству Коллегии экономии. По этой причине строительство церкви задерживалось. Согласно промемории, поданной воеводой города Юрьев-Польского Михайлой Макаровым в Суздальскую духовную консисторию, отмечалось, что по справке юрьевской провинциальной канцелярии под кладбище выделена городская выгонная земля расстоянием от города в 185 сажень, размером 56х50 сажень. В связи с отсутствием препятствий 8 декабря 1774 года было дано разрешение на строительство церкви.

Уже в июне 1780 г. горожане сообщали епископу Суздальскому и Юрьевскому Тихону, что Петропавловский придел кладбищенской Вознесенской церкви был полностью устроен и готов к освящению. Жители просили разрешить протопопу Юрьевского Георгиевского собора Петру Андрееву совершить освящение. 21 июня 1780 г. придел во имя апостолов Петра и Павла Вознесенской кладбищенской церкви был освящен.

Второй придел во имя Вознесения Господня был окончен в 1786 г., украшен иконами, иконостасом и всей церковной утварью был обеспечен. Староста Вознесенской церкви купец Обросимов Иван Никифорович был отправлен в суздальскую консисторию для получения разрешения на освящение Вознесенского придела. Согласно рапорту протопопа Георгиевского собора и юрьевского городского благочинного Василия Короткова от 30 июля 1786 г. им было осуществлено освидетельствование церкви, составлена опись церковного имущества. Вознесенский престол освящен 5 июля 1786 г.

Вознесенская церковь

2.2.Описание Вознесенской церкви, 1786 г.

Полное описание Вознесенской церкви, датированное 5 июля 1786 г., содержит следующие сведения: «каменная Вознесенская кладбищенская церковь, крыта тесом, крест на ней железный; в алтаре престол в высоту аршин и шесть вершков, в длину — аршин и восемь вершков, в ширину — аршин и четыре вершка. Престол и жертвенник: на престоле «исподняя срачица» холщеная, обтянута гарусом, одеяние верхнее букетовое цветное, покров букетовый цветной обшитый жарким гарнитуром. На жертвеннике срачица холщевая, одеяние верхнее коноватное, покров — коноватный. Евангелий на престоле два: 1-е, серебряное; 2-е, обложено медью. Два креста на престоле: один серебряный, другой — медный. Сосуды: потир; серебряный; диксос серебряный; звезда серебряная; два блюдца серебряных; лжица серебряная; копие медное; четыре пары воздухов из разных материалов; завеса для царских врат фанзовая обложенная тафтой; четыре пары пелен разной материи; запрестольный животворящий крест Господень (крест подписан на имя той церкви); запрестольный образ Спасителя на горнем месте, а по сторонам справа — Иоанна Предтечи, Архангела Михаила, слева — Богоматерь Казанская; за жертвенником — Богоматерь Владимирская и Знамение Богородицы.

Царские двери резные, вызолоченные наполиментом; по правую сторону образ Спасителев, на нем серебряный венец; по левую — образ Казанской Богоматери с серебряным венцом. Южные двери: южная дверь — на ней образ Михаила Архангела; возле Спасителева образа — образ Рождества Пресвятой Богородицы; потом образ Николая Чудотворца; образ Петра и Павла; за правым клиросом — образ Богоматерь Федоровская. Северная дверь: северная дверь — на ней образ Гавриила Архангела, потом образ Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; образ Дмитрия Ростовского, Иоанна Предтечи, Алексея Чудотворца Божия; за левым клиросом — образ Богоматери Казанской с серебряный венцом и ризой низанной жемчугом с камешками. Потом по всем сторонам деисусы.

Поверх Царских дверей и местных образов в деисусах господские владычные и богородичные праздники, апостолы и пророки в трех ярусах, все они поставлены, как местные, так и деисусы, в иконостасе, вызолоченном, на полименте. Перед местными образами лампады медные, посеребренные, паникадило медное. Священнического и дьяконского облачения ризы: золотой парчи; золотой парчи цветные; золотой парчи; золотые кофейные; букетовые цветные; еще девять риз разной материи; подризников два — полушелковый кутневой и полотный цветной; пять пар епитрахилей разной материи; десять пар поручей разной материи; шесть стихарей разной материи; три пары орарей разной материи. Алтарной утвари: два медных кадила; три медных подсвечника; четыре жестяных подсвечника; укропник медный; ковшичек; две чаши водосвятных; три блюда оловянных.

Книг церковных: проповеди разных сочинений; один служебник; апостол; новый завет; два октоиха; праздничная минея; общая минея; цветная триодь; требник; ирмолог; псалтирь следованная; псалтирь учебная; книжица на день Петра и Павла; служба Николаю Чудотворцу; аналоев четыре. При церкви на столбах два колокола. Вокруг церкви вместо ограды ров глубиною сажень, а длинною кругом — двести сажень».

Согласно справочнику «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. III» (Владимир, 1896) и клировым ведомостям Юрьевского городского благочиния каменная Вознесенская церковь построена в 1780 г. на средства граждан города Юрьев-Польского. В 1840 г. при церкви построена также каменная колокольня.
В клировой ведомости за 1870 г. в Вознесенской церкви значится «два престола — в холодной в честь Вознесения Господня и в теплом приделе в честь апостолов Петра и Павла; утварью достаточна. Причта при церкви не имеется, богослужения совершаются принтами всех церквей города Юрьев-Польского, чередуясь понедельно. Земли при церкви усадебной и сенокосной не имеется.

Кладбищем при церкви было занято неизвестное количество земли, которая с западной, южной и восточной сторон была обнесена каменной оградой, а с северной примыкала к земле, принадлежащей ружной Петропавловской церкви. Плана и книги на землю, отведенную под кладбище, не было. Домов для священноцерковнослужителей нет; в устроенной под колокольней сторожке проживает постоянно сторож Вознесенской церкви, избранный по приговору граждан города Юрьев-Польского. Зданий, принадлежащих к церкви нет, приписных церквей нет, домовой церкви нет. Церковный староста избирается на три года по приговору городского общества купцов и мещан во время общего собрания в городской думе по выборам на общественные должности. Староста заведует церковью и всем имеющимся в ней имуществом. По состоянию на 1870 г. должность церковного старосты проходил юрьевский мещанин Николай Васильевич Ганшин».

Те же сведения указаны в клировых ведомостях за 1874 год. Единственное дополнение гласит: «По состоянию на 1874 г. должность сторожа занимал юрьевский мещанин Иван Николаевич Аннинский».

В справочнике «Росписание причтов и приходов Владимирской епархии» значится Вознесенская церковь города Юрьев-Польского. Причта при церкви положено священник и псаломщик.

Согласно справочнику «Историко-статистическое описание церквей приходов Владимирской епархии. Вып. III» в Вознесенской церкви значится три престола: в холодной в честь Вознесения Господня, в теплом приделе во имя апостолов Петра и Павла и Сергия Радонежского. Причта при церкви имеется священник и псаломщик, дома для причта церковные деревянные. При церкви имеется церковно-приходская школа, которая помещается в специально устроенном доме.

2.3. Вознесенская церковь в н. ХХ в.

Наиболее полное описание храма датировано 1904 г. и содержит следующие сведения: «Вид храма – продолговатый квадрат, с полукружием для алтаря. Над средней частью храма возвышается четырехугольный купол, оканчивающийся шестигранным фонарем с шейкою, главою и крестом. Церковь имеет в вышину 34 аршина 3 вершка, с главой и крестом 45 аршин 3 вершка, в ширину 13 аршин 5 вершков, длина алтаря 9 аршин 11 вершков, длина церкви 10 аршин 6 вершков, длина трапезы 22 аршина 7 вершков. Алтарь отделяется от церкви каменной стеной с тремя пролетами. В алтаре одно полукружие, своды обыкновенные, вышина алтаря 6 аршин 6 вершков. Окон в алтаре 3. В алтаре престол деревянный, обложен медными листами, на коих изображено, с передней стороны – Тайная Вечеря, с южной – положение Иисуса Христа во гроб, с восточной – крест, копие и трость на Голгофе, с северной – Вознесение Господне. Престол и медные одеяния на него устроены в 1899 г. на средства Юрьевской мещанки Анны Алексеевны Абросимовой. Жертвенник деревянный четырехугольный, устроен в 1780 г. Алтарь выкрашен масляною краскою, по масляной замазке. Над престолом изображен живописью Святый Дух в виде голубя. На главе церкви крест железный четырехконечный, золоченый с такими же звездами, под крестом такое же яблоко. Под яблоком находится фонарь с 4 окнами, украшенными кирпичными квадратами и поясом в 7 рядов, на фонаре есть шея и перехват, шея с 8 колоннами не круглыми, прямыми, плоскими, с 8 поясами. Фонарь покрыт железом подзором. В церкви окна в два ряда. В нижнем ряду – два окна на юг и на север два окна; в верхнем ряду на юг три окна и на север три окна. Окна вышиной 1 аршин 11 вершков, вышиной 2 аршина 14 вершков, шириной 1 аршин 8 вершков. В окна вставлены железные решетки, изогнутые в виде трехвершковых четырехугольников. Окна снаружи украшены наличниками и кокошниками из кирпича. В церкви трое железных дверей: одни на юг, другие на север, третьи в трапезе с западной стороны. Наличники северной и южной дверей украшены также как и окна. Церковь отделена от трапезы аркой. Внутри церковь украшена стенописью, по масляной замазке, в 1898 году, произведенною города Киржача мещанином Александром Алексеевичем Яковлевым. Пол в церкви из белого камня, в трапезе деревянный. В трапезе имеется два престола: с правой стороны в честь святых апостолов Петра и Павла, с левой в честь Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Первый придел существует с 1780 г., второй с 1886 года. Трапезная церковь или трапеза имеет в вышину 8 аршин, в ширину 14 аршин. В ней живопись сделана в 1889 г. иконописцем Александром Яковлевым. Вся церковь крыта железом в 1808 году, как это видно из приходорасходных книг церкви за 1808 г. С западной стороны трапезы устроена паперть. Рядом с папертью находится ризница, помещающаяся в нижнем этаже колокольни. Колокольня устроена рядом с папертью. Потолок трапезы деревянный плоский.

Предалтарный иконостас деревянный, столярный, трехъярусный, с резьбой, вызолочен сплошь на составе из мела. На нем выведены рисунки в виде гроздьев и листьев, разделен золочеными колоннами: тремя с правой стороны и тремя с левой стороны Царских врат. Колонны отделяют местные образа один от другого. Колонны поставлены каждая на особой
четырехугольной золоченой тумбе. Царские врата из двух створов, резные, с вытесненными цветами, сплошь золотые, деревянные. На них изображение Благовещения резное, деревянное, золоченное, изображение евангелистов впрозелень, живописное, в двух клеймах под Благовещением. Над Царскими дверьми Дух Святый, деревянный с сиянием из дерева золоченый. Над ними деревянный резной купол с венцом наверху и спускающимся вниз подзором, деревянные, золоченные. По правую сторону Царских врат святые образа: за первой колонной Вознесение Господня. На Спасителе венец и риза сребропозолоченная, а на Богоматери один венец сребровызолоченный; за второй колонной: Рождества Пресвятой Богородицы, на Богоматери венец медный, на образе написан год: «1783»; за третьей колонной: святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца, на образе написано: «писал иконописец Иван Бобылев». По левую сторону Царских врат святые образа: за первой колонной: Скорбящей Божией Матери, на Богомладенце и Богоматери венцы серебряные, вызолоченные, на Богоматери убрус, цата и корона жемчужные, на иконе риза медная, белая; за второй иконой: Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; за третьей колонной: Иоанна Предтечи, Димитрия Ростовского и Алексия человека Божия. Все святые иконы писаны впрозелень, масляными красками, на деревянных досках, вышиной 1 аршин 15 вершков, шириной 1 аршин, середина икон сверху закруглена на 1/4 аршина, вставлены иконы в деревянные золоченые рамы. На южной двери — образы святого Архангела Михаила, внизу под ним святого Архангела Михаила и Иисуса Навина, сверху Сретения Господня с двумя ангелами, в круглом клейме в прозелень живописная. На северной двери – Архангела Гавриила – внизу Зачатие святого Иоанна Предтечи, над дверью – Благовещение. Над местными образами в круглых резных клеймах изображения двунадесятых праздников, с резными на каждом ангелами: Рождества Христова, Входа Господня в Иерусалим, Успения Божией Матери, Крещения Господня, Введения во храм и Рождества святого Иоанна Предтечи. Все иконы живописные, впрозелень, на деревянных досках, в ширину и вышину по 12 вершков. Иконы Рождества и Крещения Господня в белых медных ризах. Во втором ярусе святые образа. В середине (над Царскими дверьми) Деисус, на нем венцы медные белые, на Спасителе риза медная; по сторонам Деисуса два ангела, писан впрозелень, на деревянной доске, вышиной 3 аршина, шириной 2 аршина, живописный. По правую и левую стороны Деисуса, в шести киотах, по два в каждом образа двенадцати апостолов, писаны впрозелень на деревянных досках, вышиной 1 аршин 15 вершков, шириной по 1 аршину. На апостолах венцы медные, над ними в круглых резных клеймах шесть образов Страстей Господних: Несение Креста, Суд первосвященников, Бичевание, Моление о чаше, Возложение венца, Мучение во дворе Пилата. Под образами 12 апостолов в двух круглых и четырех четырехугольных киотах священные изображения: по правую сторону – Воскресения Христова, Воздвижения Христа Господня, Тайной Вечери, Нерукотворного образа; с левой стороны – Преображения Господня, Святой Троицы, Лобзание Иуды, Глава Иоанна крестителя. Все образа писаны впрозелень, на деревянных досках, вышиной 12 вершков, шириной 1 аршин. В третьем ярусе.Знамение Пресвятой Богородицы, на Спасителе и Богоматери венцы медные, белые; икона помещена в четырехугольной раме. С правой и левой стороне образа Знамения в шести четырехугольных рамах да в четырех круглых – иконы святых пророков и царей. Все сии иконы вышиной 1 аршин, шириной 1 аршин 8 вершков, писаны впрозелень на деревянных досках. Иконостас оканчивается образом Господа Саваофа, вышиной 2 аршина, шириной 1 аршин 8 вершков, писан впрозелень на деревянной доске. Все святые иконы писаны одним живописцем и в одно время, как то видно из общего тона иконостаса. Древние иконы в прочих местах храма: Святые Жены Мироносицы, в медной ризе, икона шириной 12 вершков, вышиной 1 аршин, по виду письма сей образ писанный на деревянной доске, современен иконам, находящимся в иконостасе. Святых апостолов Петра и Павла в медной ризе писан на деревянной доске, вышиной 1 аршин, шириной 12 вершков. Современен прочим иконам храма. Толгския Божия Матери находится в трапезном приделе, святых апостолов Петра и Павла писана по кранному полю, на нем серебропозлащенный венец и другой,шитый золотом, на котором звезда из мелких белых страз, а посредине зеленою; риза медная позлащенная; доска кипарисная, вышина 14 вершков, ширина 11 вершков. Древность иконы определяется тоном письма и устным преданием граждан».

Согласно клировой ведомости за 1908 год в Вознесенской церкви значится три престола — в холодной в честь Вознесения Господня, в трапезном теплом приделе с правой стороны в честь апостолов Петра и Павла и с левой — в честь преподобного Сергия Радонежского.

По указу Владимирской духовной консистории от 15 февраля 1885 г. за № 1745 в церковном причте состоят священник и псаломщик. Решением Юрьевской городской думы, утвержденным 28 декабря 1885 г., из общественной городской земли для причта выделено земли 720 квадратных сажень. Под кладбищем при церкви земли 1 десятина 300 квадратных сажень. Священник и псаломщик проживают в деревянном двухквартирном доме, принадлежащем церкви. При церкви имеется церковно-приходская школа для мальчиков открытая в память 17 октября 1888 г.35, деревянная, построенная на средства юрьевского купца Николая Алексеевича Ганшина. Заведующим и законоучителем школы состоит местный священник Сергей Извольский. Учительницей школы состоит Екатерина Архангельская, дочь священника, окончила Владимирское епархиальное женское училище. Учителем церковного пения состоит местный псаломщик Алексей Шумиловский. Попечителем школы состоит юрьевский купец Николай Ганшин. В приходе церкви значится дворов — 2, лиц из духовного звания — 6 (мужчин — 3, женщин — 3).

О жизни и деятельности служителей этого храма более подробно узнаем из клировых ведомостей за 1908 г., содержащих сведения о священнике Сергее Иоанновиче Извольском, о псаломщике Алексее Дмитриевиче Шумиловском, о церковном старосте Иоанне Андреевиче Ганшине.

2.4. Разорение церкви в 1922 — 1973 гг.

В документах фонда Владимирской межевой канцелярии имеются планы города Юрьев-Польского, на которых под номерами 14-15 обозначены Вознесенская церковь и кладбище при ней.

Серьезным испытанием для православных приходов стала активно проводившаяся с 1922 г. кампания по изъятию церковных ценностей. Официальной причиной ее проведения стал сбор средств в пользу голодающих Поволжья. В действительности, как это убедительно доказано сегодня исследованиями историков, средства шли совсем на другие цели, а в результате этой кампании многие представители духовенства были подвергнуты репрессиям или расстреляны.

Декрет ВЦИК от 23 февраля 1922 г. о немедленной конфискации церковных ценностей явился полной неожиданностью для духовенства. Декретом предписывалось срочно предложить местным Советам изъять драгоценные предметы из золота, серебра и драгоценных камней, лишение которых не затрагивало интересов самого культа, и передать их в органы Наркомата юстиции. Пересмотр договоров на пользование переданным верующим имуществом необходимо было производить с обязательным участием представителей групп верующих. В первую очередь изъятия были проведены в городских храмах. При изъятии опирались на предоставляемые общинами ризничные описи, а оценивать изъятое имущество приезжали специалисты.

Юрьев-Польский не стал исключением. Согласно протоколу заседания уездной комиссии по изъятию церковных ценностей за № 3 от 31 марта 1922 г. из Вознесенской церкви города Юрьев-Польского было изъято: «ковчег серебряный -1,8 фунтов 42 зол.; ризы с икон — 2, венчики — 1 большой и 10 маленьких; общим весом 3 фунта 54 зол.; ризы с икон серебряные — 2, 1 фунт и 50 зол.; крышка от Евангелия — 2 фунта и 42 зол.; чаша, лжица, диксос, звездица и др. — 6, 2 фунта 10 зол.; чаша, лжица, диксос, звездица и др. — 7, 2 фунта 7 зол.; ковчег малый серебряный вызолоченный -1,1 фунт 19 зол.; крест серебряный вызолоченный — 1, 2 фунта 83 зол. 72 дол.(так в документе); крест серебряный вызолоченный- 1, 1 фунт 13 зол.; крест серебряный малый — 1, 30 зол.; кадила серебряные с серебряными цепочками — 2, 2 фунта 19 зол.; венчики шитые жемчугом, один из них серебряный — 2, 45 зол».

Согласно указанному протоколу при изъятии церковных ценностей присутствовали члены группы верующих, которым был передан в пользование храм и другие церковные здания: церковнослужитель священник Федор Доброхотов, церковный староста Серебрянников, члены Власов, Кузнецов, церковный сторож Веденеев. Отмечалось, что при изъятии церковных ценностей возражений со стороны группы верующих не поступило.

Серьезное испытание ожидало церковь впереди. В мае 1930 г. Александровский Окрисполком выступил с ходатайством о закрытии и сносе Вознесенской церкви. Рассмотрев предложенные материалы Малый Президиум Облисполкома Ивановской Промышленной области постановил: «в виду того, что это ходатайство является недостаточно обоснованным, в его удовлетворении отказать, оставив церковь в пользовании верующих»40. Но, как оказалось, не на долго.

В справке Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Владимирской области от 6 мая 1952 г. за № 80, составленной в связи с ходатайством исполнительного комитета Юрьев-Польского городского Совета депутатов трудящихся о разборе колокольни Вознесенской церкви, имеются следующие сведений
о церкви:

«1. Здание Вознесенской церкви каменное, построено в 1780 г., колокольня построена в 1840 г., в списках памятников архитектуры или исторических не числится. Церковь закрыта по решению советских органов в 1930 г. и было занято инкубаторно-птицеводческой станцией, которая занимает и в настоящее время.
2. Колокольня Вознесенской церкви находится в полуразрушенном состоянии, без крыши, деревянные конструкции пришли в полную негодность, а сама колокольня имеет уже небольшое отклонение в западную сторону и угрожает обвалом.
3. Ходатайств со стороны верующих об открытии Вознесенской церкви не поступало и поступить не может, ввиду утери зданием своего церковного вида и потому, что в городе Юрьев-Польском находится много, довольно сохранившихся зданий церквей.
4. На основании вышеизложенного считаю необходимым поддержать ходатайство Юрьев-Польского горисполкома о разборке быстро разрушающейся колокольни недействующей Вознесенской церкви в городе Юрьев-Польском».
5. На основании ходатайства исполнительного комитета Юрьев-Польского городского Совета депутатов трудящихся и справки уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Владимирской области от 6 мая 1952г. за № 80 принято решение исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от 6 мая 1952 г. № 537: «Разрешить Юрьев-Польскому горисполкому разобрать полуразрушенную колокольню бездействующей Вознесенской церкви в городе Юрьев-Польский».

Следующие упоминание о храме встречается в справке о недействующих церковных зданиях в городе Юрьев-Польском, датируемой 27 марта 1973 г., где говорится, что: «Вознесенская церковь, 1780 г. постройки; на государственной охране не состоит; церковного вида не имеет».

В советские годы Вознесенская церковь использовалась под инкубатор совхоза «Красносельский». Техническое состояние храма оценивалось как удовлетворительное.

 

3. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО МОНАСТЫРЯ В Н. XXI в.

27 мая 2010 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было положено начало возрождению Петропавловского монастыря. Восстановление святой обители было начато с кладбищенской Вознесенской церкви. Включение храма в состав монастыря и выбор этого объекта как начального для возрождения обусловлено лучшей сохранностью стен этого храма в сравнении с Успенской церковью и Петропавловским собором и наличием свободной, незастроенной земли вокруг, необходимой для возведения келий для сестер.

В монастыре возобновлена молитвенная жизнь.

Заступничеством Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, святых апостолов Петра и Павла монастырь начинает жить.

 

Просмотры (2359)

Перейти к верхней панели